Молодым везде у нас дорога?

В сложившейся на рынке труда ситуации, когда без работы остались многие профессионалы с внушительным опытом работы, актуальным стал вопрос, а что же делать выпускникам вузов, которые совсем недавно покинули стены учебного заведения или покинут его будущим летом и не успели приобрести опыта по полученной специальности?

Где им искать работу и на что сделать акцент при трудоустройстве, где конкуренция столь велика, что на одно рабочее место порой претендует несколько десятков и даже сотен специалистов с опытом?

 

Кому нужны молодые специалисты

Круглый стол, посвященный проблеме трудоустройства молодых специалистов в условиях экономического кризиса, был проведен в начале марта. На нем представители коммерческих и некоммерческих структур рассказали об опыте своих компаний.

По словам Наталии Матусовой, управляющего директора KellyOCG, даже в условиях кризиса ведущие компании ориентированы на привлечение и обучение студентов, выпускников и молодых специалистов с целью создания кадрового резерва, который обеспечит им в дальнейшем устойчивое развитие. Некоторые предприятия, например завод «Электросила» в Санкт-Петербурге, начинают формировать кадровый резерв буквально со школьной скамьи, оказывая спонсорство школам и вузам (выделяют деньги на обустройство аудиторий, приобретение учебных материалов и т.п.), а также обеспечивая прохождение трудовой практики школьникам на заводе.

Владимир Демченков, руководитель интернет-портала My New Job, обрисовал непростую ситуацию на сегодняшнем рынке труда: если летом 2008 года, до кризиса, на вакансию, размещенную на одном из ведущих интернет-порталов по трудоустройству, претендовало всего три человека, то сегодня на 30 тыс. вакансий – 3,5 млн резюме, т.е. практически тысяча человек на место. Однако, по его мнению, ряд крупных компаний предоставляют молодым специалистам не только возможность развития, но и вполне достойную для нынешней ситуации оплату труда. К примеру, компания Procter & Gamble предлагает молодым специалистам, работающим на их заводе в Тульском регионе, где средняя заработная плата составляет 6-8 тыс. рублей, оплату от 30 тыс. рублей.

Представители компаний рассказали, какие возможности предоставляют их предприятия молодым специалистам.

Вероника Галявина, старший менеджер по планированию и развитию бизнеса косметической компании Avon, сообщила, что в компании 41% сотрудников – девушки до 25 лет. Она считает, что сегодня, когда найти работу по полученной профессии достаточно сложно, работа в сетевой компании – это один из способов не только заработать деньги, но и многому научиться и получить ценный опыт общения и продаж, который пригодится в будущем.

Елена Лялина, директор по работе с персоналом компании ОАО «Интач Страхование», рассказала, что компания присутствует на российском рынке страховых услуг с 2006 года и является первой в России страховой компанией, работающей по системе direct-страхования (с англ. – прямое страхование, т.е. взаимодействие с клиентом без посредников – страховых агентов, благодаря чему снижаются операционные издержки и отсутствуют выплаты комиссионного вознаграждения агентам, что позволяет удешевить стоимость полисов). За 2008 год количество сотрудников выросло в четыре раза и на сегодняшний день составляет 220 человек. Еще год назад это была компания no name. Но те люди, которые поверили, что компания закрепится на рынке и пришли в нее работать (в основном это была молодежь), получили шанс быстро продвинуться, которым многие из них и воспользовались. Вообще старт-ап любого проекта, по мнению Елены, это хорошая возможность для молодых людей быстро сделать карьеру. Например, созданием колл-центра с нуля и подготовки 60 сотрудников для работы в нем занимались всего четверо юношей и девушек. И они сделали все: разработали мотивационную систему, организовали рабочие места и даже наладили систему питания сотрудников. Естественно, такой труд не остался незамеченным, и все они получили повышение и хорошую финансовую компенсацию.

Советы по трудоустройству

Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию, возможность устроиться на хорошую работу, конечно же, есть, только этот процесс стал более длительным и сложным. Татьяна Борейко рекомендует молодым специалистам «подтянуть» свои знания по английскому языку, а также изучить ПК, особенно программы Excel  и PowerPoint.

Также в условиях кризиса, по словам Татьяны, стоит пересмотреть список вакансий, на которые претендует выпускник. Скажем, если ваша специализация – маркетинг, но у вас нет опыта работы, стоит обратить внимание и на административные должности, в том числе секретарей на ресепшн. Лучше начать работать сейчас, пусть и не по специальности, но набраться опыта, а далее уже действовать по обстоятельствам. Возможно,  работодатель по итогам вашей работы предложит через несколько месяцев вакансию по специальности. Если же предложение не поступит, то в дальнейшем, размещая свое резюме и проходя интервью на интересующую вас вакансию, вы сможете смело, а главное, аргументированно заявлять, что опыт работы у вас есть!

Екатерина Добрыднева, ведущий специалист отдела персонала компании PricewaterhouseCoopers, работающей на российском рынке с 1989 года, рассказала, что 41% сотрудников компании – это молодежь в возрасте до 25 лет, 28% – в возрасте от 25 до 35 лет. В компании существует программа адаптации для новичков, которые прикрепляются к более опытному сотруднику. Он помогает им сориентироваться в компании в первые дни работы. Также для студентов и выпускников разработан ряд программ. Например, для студентов последнего года обучения (будущих бакалавров и магистров), кроме возможности трудоустройства на постоянную работу в компании, существует программа «Клуб молодых профессионалов». По этой программе с октября по декабрь два-три раза в неделю по вечерам компания проводит для студентов занятия по английскому языку, аудиту, различные тренинги. Для того чтобы попасть в данную программу, студенты проходят тестирование и собеседование в отделе персонала, по итогам которых выбираются наиболее перспективные. Для них это бесплатная возможность получить знания, которые пригодятся в будущей работе, пообщаться с профессионалами, а компания таким образом может познакомиться с потенциальными сотрудниками. В рамках сотрудничества с ведущими вузами проводятся тренинги по профориентации, презентационным навыкам, навыкам коммуникации и пр. Также компания организует ряд мероприятий, по результатам проведения которых выбираются талантливые молодые люди, которым предлагается трудоустройство в компании. Несколько раз в год проводятся дни открытых дверей, включающие в себя экскурсию по офису и дающие возможность за один день пройти несколько этапов отбора в компанию.

Завершил выступление докладчиков Павел Пятницкий – руководитель Всероссийского молодежного центра (ВМЦ) ЛДПР, советник В.В. Жириновского по молодежной политике. По его мнению, российское образование слабо адаптировано к потребностям предприятий, поэтому даже до кризиса многие молодые специалисты были не востребованы. Сегодня же, в условиях жесткой конкуренции за рабочие места, тем более. За последние три месяца во фракцию ЛДПР в Государственной думе обратилось 650 человек с целью пройти практику, 372 из которых были моложе 22 лет. В итоге из 650 прошли практику 300 человек. В Думе существуют профильные комитеты (по финансовому рынку, по транспорту, по законодательству, по земельной политике и т.п.), в состав которых входят депутаты и специалисты. Поэтому выпускник практически любой специальности, будь то экономист, юрист или технарь, может найти здесь то, что ему по душе. Практика не оплачивается, зато любой специалист имеет возможность приобрести ценный опыт и в случае активной работы оказаться в будущем сотрудником какого-либо комитета или помощником депутата. В настоящее время осуществляется взаимодействие с государственными предприятиями, способными принимать молодых специалистов по рекомендациям депутатов, так как Госдума физически не может принять на практику и тем более на работу всех желающих.

 

Чем раньше начнешь, тем лучше устроишься

Действительно, многие крупные компании, в особенности с иностранным капиталом, одним из приоритетных направлений кадровой политики считают работу с молодежью. В том или ином виде (стажировки, практики, тренинги и т.п.) обучающие мероприятия для студентов и выпускников практикуются в таких компаниях, как Ernst & Young, Johnson & Johnson, Procter & Gamble, «Делойт СНГ», и ряде других.

По словам координатора группы по подбору персонала «Делойт СНГ» Ирины Мен, сегодня в компании существует множество программ для студентов и выпускников высших учебных заведений. Среди них лидерские тренинги, проводимые для студентов 3-5-х курсов таких вузов, как МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовая академия при правительстве РФ, РЭА им. Г.В. Плеханова и Государственный университет - Высшая школа экономики; налоговые лекции в виде интерактивных презентаций по различной налоговой тематике, основанных на реальной рабочей практике. B начале каждого учебного года компания «Делойт СНГ» также проводит конкурс на соискание именных стипендий для студентов третьего, четвертого и пятого курсов ведущих вузов Москвы. Основной целью проведения стипендиальной программы является поощрение и материальная поддержка талантливых студентов. Помимо этого, «Делойт СНГ» регулярно проводит мастер-классы и курсы лекций на профессиональные тематики в различных вузах Москвы. В компании существует программа по набору молодых специалистов в различных регионах России для работы в московском офисе компании. В этом году стартовала также международная программа набора специалистов на позиции начального уровня для работы в подразделениях «Делойт СНГ» в Испании. Она рассчитана на выпускников и студентов последних курсов, свободно владеющих английским и испанским языками и заинтересованных в построении своей карьеры на международном уровне. Для удобства соискателей все этапы отбора проводятся в московском офисе компании.

 

Спрос и предложение

Специалисты сходятся во мнении, что спрос на выпускников и молодых специалистов с небольшим опытом работы снизился. Не все работодатели могут себе позволить в настоящий момент взять на работу специалиста без опыта и обучать его. «Стоит отметить, что особенно это касается таких специалистов, как юристы, экономисты и специалисты в области маркетинга и логистики. Поэтому студентам, оканчивающим вуз по данным специальностям, в настоящий момент найти работу непросто. Что касается технических, инженерных и административных должностей, то спрос на них все так же велик», – рассказала Татьяна Борейко, эксперт Лизинговой компании «Анкор».

 

Почем молодые специалисты?

По словам Татьяны Борейко, в последние несколько месяцев снижение заработных плат выпускников стало более явным. Если еще буквально в сентябре - октябре 2008 года студентам с хорошим знанием английского языка, без опыта работы и претендующим на должность секретаря на ресепшн (речь идет об иностранных компаниях) предлагали минимум 35 тыс. рублей, то сейчас это максимальная сумма, и на такую заработную плату работодатель хочет, как правило, взять человека с опытом административной работы. То же самое касается и ассистентов различных отделов. Если несколько месяцев назад выпускники могли смело рассчитывать на оклад в размере 30-40 тыс. рублей, причем его могли получить студенты с самым минимальным опытом работы, например, после стажировки, то теперь зарплата упала до 23-35 тыс. рублей. И опять же работодатель ожидает, что человек будет с опытом. Что же касается стартовых должностей (различные помощники в отделах, клерки, курьеры), где опыт работы не требуется вообще, то и их заработная плата несколько упала. В настоящий момент кандидаты на данные должности (без знания английского языка) могут рассчитывать на 15-25 тыс. рублей.
 
Лана Кубано