Как реализовать себя в период экономического кризиса


 

После окончания университета для выпускника основной задачей становится выбор дальнейшего жизненного пути. И дорог этих безграничное множество. Одни студенты с лёгкостью находят себя и, ещё не закончив обучения, устраиваются на работу, начинают своё дело или получают дополнительное образование. Однако зачастую выпускникам не удаётся реализовать себя по своей специальности. И основная причина этого заключается не в низком качестве образования или недостаточности полученных знаний, а в том, что выпускники в процессе «вхождения в профессию» сталкиваются с рядом психологических трудностей: понимание себя, своих компетенций, интересов, склонностей, умение самопрезентации и т.д. Иногда молодые люди годами скитаются от организации к организации, но так и не могут разобраться в том, что на самом деле им важно в профессиональном плане, не могут найти такую работу или открыть собственный бизнес, где могли бы эффективно реализовать свой потенциал.
В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране положение выпускников ещё больше усугубляется всеобщим паническим состоянием на рынке труда. Однако вместе с нестабильностью, кризис несёт в себе и зерно возможностей. Важно «поймать» момент и вовремя сделать правильный выбор. При этом для каждого правильным будет тот выбор, который подходит именно для него. 
В данном буклете представлены основные психологические аспекты, на которые следует обратить особое внимание, прежде чем совершать, пожалуй, важнейший выбор в вашей жизни. Помните, былинный Илья Муромец, прежде чем отправиться в путь, сначала внимательно прочитал надписи на камне. Какие же надписи на вашем камне?
 
ЦЕЛЬ
Одним из самых важных этапов любых начинаний является работа с целями. Если не знать, чем вы хотите заниматься в жизни, невозможно этого реализовать. Как, например, попробуйте купить билет на поезд «из Томска». Всегда важно знать конечную остановку. Помните, если я не принимаю решение в жизни, значит, за меня это делает кто-то другой.  Потом можно долго жаловаться на то, что жизнь несправедлива, на самом же деле, просто в своё время вы не сделали собственного выбора, и течение понесло вас по своему маршруту. 
Учитесь ставить цели!
 
СОЮЗНИКИ
Однако, несмотря на силушку богатырскую, даже самый сильный, умный и смелый герой не со всеми испытаниями может справиться самостоятельно. Тогда на его пути обязательно встречаются помощники. Важно знать:  к кому и с какой задачей можно обратиться.
 
Кадровые центры (агентства): вносят вас в свою базу данных и направляют на собеседование к работодателю, у которого есть интересующая вас вакансия. Некоторые кадровые центры проводят психологическое тестирование, определяя вашу предрасположенность к той или иной сфере деятельности.
Оплата услуг кадровых центров  50 – 100% от суммы первой зарплаты.
 
Центры занятости: как правило, государственная структура, позволяющая находить интересующую вакансию. Проводится психологическое тестирование, ваши данные заносят в базу, и как только появляется искомая должность, вас направляют на собеседование. На базе центров занятости проводится бесплатное обучение.   
 
Психологический центр профессиональной эффективности при психологической службе Томского Государственного Университета.
Работа центра направлена, прежде всего, на психологическое сопровождение выпускников в процессе «вхождения в профессию», формирование у них антикризисных установок. Предлагаемые тренинговые программы, с одной стороны, помогут определиться с собственными целями, возможностями и приоритетами в жизни, с другой стороны, – позволят развить необходимые для профессионального успеха навыки: самопрезентации, постановки цели, лидерских качеств, расстановки приоритетов и построение «карьерного плана».  Также предполагается и  реальное трудоустройство выпускников, прошедших обучение. 
 Программа обучения включает в себя четыре дня интенсивной тренинговой работы (более 20 различных техник, включая дыхательные упражнения и деловые игры), а так же психологическое сопровождение на весь период трудоустройства и адаптации в новом коллективе.
 Все услуги центра бесплатны для выпускников вузов г. Томска.
НАДПИСИ НА КАМНЕ
Пути самоопределения после университета многочисленны: иногда необходимо сразу приступать к профессиональной деятельности, иногда важно продолжить обучение для того, чтобы реализовать дальнейшие перспективы, а порой  можно дать себе время передохнуть и собраться с силами. Существует порядка 6 различных видов карьеры и важно решить, каким способом эффективней добиться своих целей.

Карьерный план. На каждом новом витке карьеры нужно решать более сложные и серьёзные задачи, и если вы не смогли овладеть данными навыками на предыдущем месте, то восполнять эти пробелы становится делом особой сложности. Хотя давайте всё по порядку.

Существует несколько видов карьеры.
Первый – линейная карьера (наиболее распространённая) выстраивается   поступательно: движение от одной ступени к более высокой управляющей должности. Например: рабочий - начальник бригады- начальник смены - начальник цеха и т.д.
Что важно для данного типа карьеры? Идти вглубь, изучая тонкости и специфику производства. Недостаток – всегда есть потолок (предел движения), и в небольших организациях он может наступить достаточно быстро.
Второй – параллельно-поступательная карьера, при которой человек меняет работу в системе одной специальности не по карьерной лестнице конкретной компании, а занимает смежную должность в более крупной компании каждые 2-3 года. Недостаток – постоянная смена коллектива и сложности встраивания в новые профессиональные системы. 
Третий – переменная карьера, при которой человек каждые несколько лет меняет свою профессию как таковую, каждый раз занимается чем-то новым, более интересным для себя. Недостаток – высокая нестабильность.
Четвёртый – карьера фри-лансера:  вид карьеры, при которой человек вообще не привязан ни к какой организации и работает самостоятельно, выполняя работу удалённо или сдельно: «есть работа – пришёл, сделал». Недостаток: нестабильность в поступлении заказов.
Пятый – карьера организатора: вид карьеры, при которой человек организует собственную компанию или создаёт для себя должность самостоятельно. Недостаток: высокий уровень ответственности и самостоятельности.
Комбинированная карьера – когда комбинируются разные типы карьеры либо в одной организации, либо когда человек одновременно работает в нескольких компаниях.

Самое главное понимать, что ни один вид карьеры не закреплён за человеком,  и вы можете в течение жизни менять одну карьерную стратегию на другую или в любом порядке их комбинировать. Важно разобраться с тем, который подходит именно для вас.
 
8 ИСПЫТАНИЙ НА ПУТИ К МЕЧТЕ
Когда мы уже хорошо осознаем,  к чему стремимся, определяем свою мечту - можно собираться в путь. Однако как в любой былине, на пути герою выпадает множество испытаний и трудностей, встречаются коварные злодеи и прекрасные бестии, сбивающие с правильной дороги. Дороги к мечте.
Разберитесь,  действительно ли то или иное решение - ваше, или вы просто столкнулись с очередным «зверем», мешающим адекватно оценить ситуацию.
Возможно, часть этих монстров вы уже победили!

Первый блокпост: психологические блоки, тихо дремлющие до поры до времени в недрах нашего подсознательного – наши установки, представления, психологические защиты:
  • Сложности самовыражения (не умение предъявить свои качества; трудности самопрезентации)
  • Отсутствие контакта с самим собой (когда, фантазируя о светлом будущем, глядя в голубые экраны, мы забываем о том, что на самом деле для нас важно; не знаем своих способностей или недооцениваем собственные качества)
  • Страх пробовать, изменять привычное (стремление к стабильности со временем приводит к появлению боязни что-то изменить («а вдруг будет хуже!»); и когда условия, в которых живёт человек, изменяются, он не в состоянии изменяться в ответ)
  • Низкая (или наоборот завышенная) самооценка, то есть неадекватное представление о своих сильных и слабых сторонах, а также  неумение их использовать для достижения собственных целей
  • Профессиональная самоидентификация, то есть соотнесение себя с профессией, принадлежность  к той или иной сфере деятельности (не у меня профессия инженер, а я – «инженер»)
Второй блокпост: социальные блоки - наше окружение, родственники, друзья и просто близкие люди, которые навязывают нам свои представления о том, что для нас хорошо, а что плохо:
  • Социальные ожидания (желание нашего окружения, чтобы мы соответствовали их представлениям о нас)
  • Контроль со стороны других (если ты не управляешь своей жизнью, значит, тобой управляет кто-то другой. Когда важные решения за нас принимает наше окружение, а мы сопротивляемся, тратим много сил и энергии на то, чтобы защититься от чужого контроля, на собственные же решения сил уже не хватает)
  • Место в социуме (понимание и принятие своей роли в окружающем нас мире. Умение  держать и защищать свои «границы»).
Иногда можно самостоятельно преодолеть все эти сложности и научиться прислушиваться к себе, иногда для движения дальше необходимо проработать сложность в рамках психологических тренингов.
 
ОТНОШЕНИЕ К СЕРЕБРЯНИКАМ
Нередко кажется, что деньги – это цель. Хотя не откроем Америку, сказав, что деньги - всего лишь средство. Сама по себе бумага годится лишь для розжига костра. Но тот смысл, которым мы наделяем деньги,  порой имеет огромное значение при выборе жизненного пути. Власть, свобода, комфорт и т.д.  Нужно определиться, для чего вам деньги сейчас, и на что вы  можете рассчитывать, идя к работодателю.
Часто мы рассуждаем так: мне нужно оплачивать квартиру, покупать продукты, по выходным ходить в клуб и т.д., поэтому мне нужно, чтобы мне платили – 35 000 р. С этим представлением идём к работодателю. Он же смотрит на вашу зарплату с точки зрения вашего вклада в производство (сколько вы денег поможете заработать кампании в целом). Поэтому важно сразу понимать, на какое финансовое вознаграждение за свой труд вы реально можете рассчитывать.
Для этого, несомненно, надо исходить из следующих позиций: какова польза от моей работы для работодателя, и какова реальность в оплате тех или иных трудовых услуг. Необходимо поинтересоваться, какая средняя оплата данной работы по городу (можно брать информацию из Интернета, опросить знакомых и т.д.)
Итак, для начала вы составляете список своих профессиональных умений, определяете качественный уровень своего труда. Затем просчитываете  примерную сумму вашего прожиточного минимума (на что вам реально нужны деньги). Теперь оцените: на что можете рассчитывать и какая оплата труда вас устроит.
Никто генералом не рождается. Как считаете почему?

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ГЕРОЯ
Иногда для достижения поставленных целей необходимо работать с разными людьми, получая опыт, деньги и т.д. Для этого в нашем социуме придумали слово: самопрезентация. При приеме на работу основной формой презентации себя становится резюме. Что это?
Основная задача резюме - заинтересовать в своей кандидатуре потенциального работодателя и дать ему наиболее полную информацию о собственных конкурентных качествах. Как говорится «встречают по одёжке». Главное помнить – резюме это не наша полная биография, начиная от рождения и до планов на будущее. Вся указанная информация должна быть сосредоточена на главном: характеризовать вас как человека максимально подходящего для должности, на которую вы претендуете. Однако не забывайте, что вся информация должна соответствовать действительности, иначе рано или поздно бреши могут открыться, и ваша репутация как потенциального работника пострадает (в небольших городах это особенно чревато). 
Здесь важна золотая середина!
 
НЕМНОГО О ЦАРЕ
Нанимаясь на службу к царю, Илья Муромец не сразу стал главным дружинником, сначала надо было  и царский двор подмести, и поручения разные выполнить. Возможно и тебе предстоит доказать, что  действительно можешь справиться с порученной работой.
Устраиваясь на работу, мы думаем о благах,  важных для нас: уровень заработной платы, интересный коллектив, комфортное рабочее место и т.д.. А задумываетесь ли вы, что ожидает от нас работодатель? Он решает стратегические рабочие вопросы и необходимо понимать, чем именно ваш труд поможет поддержанию и развитию организации. На рисунке изображена обобщённая схема ожиданий работодателей по поводу потенциальных сотрудников.
 

 

 


                                  
Кризисный период ставит перед нами новые нестандартные задачи и требует от нас новых, нестандартных решений. Кого сокращают в первую очередь? Верно, того, на ком можно сэкономить, чья работа не окупает вложенных затрат. Стабильно развиваясь, экономика вместе с позитивом и благосостоянием приносит такое явление – как 3х часовой перерыв на кофе, перекуры каждые 20 мин. работы, сайт одноклассников… Чем только люди не занимаются на рабочем месте, лишь бы быстрее прошло рабочее время! Это можно сравнить с залом ожидания, где люди массово «убивают время», дожидаясь конца рабочего дня, конца рабочей недели, конца месяца… Мы находимся в постоянном ожидании. А жить то когда?
Почему так происходит? Ответ напрашивается сам собой – нам скучно. Скучно на работе, скучно на учёбе и т.д. А бывали у вас периоды, когда вы занимались любимым делом, и время проходило незаметно? Не успел начать – а уже и день прошёл? Что это за дела?
 У каждого есть море интересов, и самое важное - найти то, что нас по-настоящему захватывает, от чего мы не устаём. Здорово, что есть такие люди, которые могут с уверенностью сказать, что любят свою работу, что им интересно, и они не находят смысла растрачивать рабочее время попусту.
А как вам кажется, нужны ли работодателям такие работники? По-настоящему увлечённые своим делом. Делающие работу качественно и раньше всех сроков? Несомненно.
Так и получается, что с одной стороны - работодатель, нуждающийся в эффективных работниках, а с другой - мы, стремящиеся заниматься любимым интересным делом. Важно просто найти друг друга!